вторник, 9 февраля 2016 г.

Реформа в сфере регистрации прав на недвижимость в действии

Наступление нового 2016 года ознаменовалось для Украины проведением ряда реформ в сферах регистрации бизнеса, некоммерческих организаций, недвижимости, а также налогообложения. Проанализируем более детально изменения законодательства в сфере регистрации вещных прав на недвижимое имущество.
     Итак, 26 ноября 2015 года Верховной Радой Украины был принят Закон № 834-VIII о внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» и в некоторые другие законодательные акты Украины относительно децентрализации полномочий по государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений Указанный Закон вступил в силу в целом с 1 января 2016 года.
     Результатом его принятия стало изложение в новой редакции Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» (далее – Закон). Данным Законом внесен ряд изменений в процедуру государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество, ниже выделим основные изменения в данной сфере.
1. Детализирован перечень лиц, которые могут выступать заявителями относительно регистрации вещных прав на недвижимое имущество (п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона). К ним относятся собственник, другие правоприобретатели, сторона договора (у которой возникло вещное право); орган государственной власти, его должностное лицо (которыми установлено, изменено или прекращено обременение); ипотекодержатель; орган местного самоуправления; лицо, за которым закреплен лицевой счет в похозяйственной книге, соответствующего сельского, поселкового, городского совета; или уполномоченные ими лица.
2. Изменены принципы территориальности при регистрации вещных прав на недвижимое имущество (ч. 5 ст. 3 Закона). С 1 января 2016 года государственная регистрация вещных прав проводится независимо от местонахождения недвижимого имущества в границах Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя (на практике это означает, что вещные права на недвижимость расположенную, например, в Бориспольском районе Киевской области могут быть зарегистрированы любым регистрационным органом, который находится в пределах Киевской области), кроме государственной регистрации вещных прав, которая проводится нотариусами независимо от местонахождения недвижимости (практически, это значит, что недвижимость расположенная, например, в Полтавской области может быть зарегистрирована нотариусом во Львовской области). Регистрация обременений, как и раньше, проводится независимо от местонахождения недвижимости.
3. Новой редакцией Закона четко определен перечень объектов, вещные права и обременения, на которые, не подлежат государственной регистрации. К ним ч. 4 ст. 5 Закона относит вещные права и обременения на: полезные ископаемые, растения, а также на малые архитектурные формы, временные, некапитальные сооружения, расположенные на земельном участке, перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения назначения, а также отдельно на сооружения, которые являются принадлежностью главной вещи, или составной частью вещи, в частности на магистральные и промысловые трубопроводы (в том числе, газораспределительные сети), автомобильные дороги, электрические сети, магистральные тепловые сети, сети связи, железнодорожные пути.
4. Изменен перечень субъектов, которые осуществляют полномочия в сфере государственной регистрации прав. Следует отметить, что в рамках децентрализации, полномочия органов регистрации, созданных Минюстом, передаются исполнительным органам сельских, поселковых и городских советов, Киевской, Севастопольской городским, районным, районным в городах Киеве и Севастополе государственным администрациям. Законом установлен переходной период для передачи таких полномочий не позднее 30 апреля 2016 года. Нотариусов Закон наделил полномочиями по государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений без совершения нотариальных действий относительно такого имущества.
5. Отменено обязательное наличие правоустанавливающих документов на недвижимость. Для совершения сделок в отношении недвижимого имущества, собственнику такого имущества достаточно прийти к нотариусу с паспортом и идентификационным номером, при условии, что в отношении данного недвижимого имущества есть информация в Реестре (более детально прокомментировано мною в статье, опубликованной от 03.02.2016 на сайте Юрлиги).
6. Изменен размер платы за проведение государственной регистрации прав, внесение изменений в записи и предоставление информации из Государственного реестра прав. Установлен единый размер административного сбора за государственную регистрацию права собственности и вещных прав на недвижимое имущество в срок (который не превышает 5 рабочих дней для всего недвижимого имущества, кроме регистрации права собственности на предприятие как единый имущественный комплекс, регистрация которого проводиться в срок не более 14 рабочих дней) в размере 0,1 размера минимальной з/п, и при регистрации права собственности на предприятие как единый имущественный комплекс в размере не более 1 минимальной з/п. Статьей 34 Закона предусмотрена возможность проведения регистрационных действий в более сокращенные сроки за повышенную плату. Ранее размер платы устанавливался в зависимости от субъекта подачи (физическое или юридическое лицо) и площади объекта.
7. Установлена обязанность государственного регистратора при проведении государственной регистрации прав, в случае наличия сомнений относительно подлинности поданных документов, сообщить об этом в правоохранительные органы.
8. Детально урегулирован на уровне Закона (раздел VII) порядок обжалования решений, действий или бездеятельности в сфере государственной регистрации прав. В частности, Законом определена возможность обращаться в определенных случаях с жалобами на действия или бездеятельность госрегистратора, субъекта госрегистрации прав  в Минюст, его территориальные органы или в суд. При обжаловании в административном порядке в Минюст, его территориальные органы устанавливается срок для подачи жалобы в 30 календарных дней, со дня принятия решения, или со дня, когда лицо узнало или могло узнать о нарушении его прав. Решение, действие или бездействие территориального органа Минюста, могут быть обжалованы непосредственно в Минюст на протяжении 15 календарных дней со дня принятия решения, или со дня, когда лицо узнало или могло узнать о нарушении его прав. Общий срок рассмотрения жалобы не может превышать 45 дней. Также Законом установлен перечень требований к жалобе, при этом она подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном данным Законом, только в случае, если она подана лицом, которое может подтвердить факт нарушения его прав в результате принятия обжалуемого решения, в ином случае, жалоба рассматривается в порядке предусмотренном Законом «Об обращениях граждан».
9. Введена административная ответственность за нарушение порядка государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений. Внесены изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, а именно появилась статья 16623 , которой предусмотрена ответственность за указанную категорию правонарушений, в виде наложения штрафа в размере от 20 до 40 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 340 до 680 грн.), и за повторное правонарушение в течение года в размере от 150 до 200 н.м.д.г. (от 2550 до 3400 грн.).
Таким образом, с 1 января 2016 года в Украине действует существенно измененное законодательство в сфере регистрации вещных прав на недвижимость и их обременений, целью которого является упрощение регистрационных процедур, связанных с недвижимостью, а также расширение круга субъектов, которые имеют полномочия на проведение регистрационных действий. Данные изменения, в целом, возможно оценить, как позитивные и прогрессивные. Однако децентрализация полномочий в данной сфере, их передача, в том числе исполнительным органам местных советов, является достаточно трудоемким и продолжительным процессом, что с организационной точки зрения может быть не проведено до 30 апреля 2016 года, как это предусмотрено Законом.
Жабский В.И. юрист Sayenko Kharenko
Статья с сайта http://jurliga.ligazakon.ua/

Комментариев нет:

Отправить комментарий