понедельник, 3 сентября 2018 г.

Смерть на дороге: что скрывает официальная статистика по ДТП в Украине

В июле Украину шокировали новости о страшных авариях автобусов с грузовиками в Николаевской и Житомирской областях, в которых погибло 15 человек.
После этого Министерство инфраструктуры сразу же заявило о масштабной кампании по контролю за дорожным движением.
В начале года в украинских городах уже ограничили максимальную скорость движения до 50 километров в час. А после июльских событий чиновники заговорили о том, что для контроля скорости на дорогах патрульные снова начнут использовать радары.
Меньше месяца назад Кабинет министров направил в парламент законодательные инициативы МВД по повышению ответственности за нарушение правил дорожного движения.
Но действительно ли ситуация на дорогах в Украине требует усиления ответственности? Если верить официальной статистике полиции, то за последние несколько лет в Украине существенно уменьшилось количество погибших в дорожных авариях.
Однако есть подозрение, что официальная статистика сфальсифицирована, а потери от ДТП на 30-50% выше.
Даже по официальной статистике смертельных ДТП в Украине в пять раз больше, чем в странах Евросоюза. Каждый год в Украине в дорожно-транспортных происшествиях гибнут более 3 тыс. человек и более 30 тыс. получают травмы. Ежегодно из-за ДТП страна теряет 5 млрд дол или 2,5% ВВП.
Стоит ли верить официальным данным о погибших и травмированных в ДТП? Насколько критична ситуация в Украине по сравнению со странами ЕС? Какие меры должно принять правительство, чтобы снизить аварийность на дорогах, и почему усиление отвественности и повышение штрафов не решает проблему?

Потери: десятки тысяч жизней и миллиарды долларов

В 2010 году Мировой банк указал, что Украина теряет 5 млрд долл в год из-за дорожно-транспортных происшествий. В 2017 году премьер Владимир Гройсман отметил, что из-за ДТП Украина теряет 4,5 млрд долл.
В 2016 году глава "Укравтодора" Славомир Новак заявил, что ДТП наносят Украине ущерб в размере 1,5-2,5% ВВП. В 2017 году размер ВВП Украины составил примерно 120 млрд долл.
ДТП наносят экономике Украины комплексный ущерб. По словам автора исследования Мирового банка Патрицио Маркеса, дорожно-транспортный травматизм является основной причиной смертности и инвалидности.
Он особенно поражает людей молодого и трудоспособного возраста. Лечение жертв дорожно-транспортных происшествий накладывает большой груз на службу здравоохранения и социальной защиты страны.
За 15 лет ведения официальной публичной статистики в Украине погибло в ДТП 74 тыс человек. 76% травмированных в ДТП в Украине умирают на догоспитальном этапе, тогда как в Евросоюзе — 28%, утверждают в комитете Верховной Рады по вопросам охраны здоровья.
ДТП в Украине является первой по распространенности причиной смерти молодежи в возрасте от 15 до 24 лет, констатируют в Минздраве. За последние шесть лет на дорогах Украины погибли 1 400 детей. Более 43% погибших в ДТП в 2016 году — это пешеходы и велосипедисты, говорят в ведомстве.
В результате ДТП ежегодно получают травмы десятки тысяч людей. За 15 лет ведения официальной статистики были травмированы 603 тыс человек 
Источник: Патрульная полиция

Нет правил ведения учета

Есть причины считать, что официальная статистика занижает количество погибших и травмированных в ДТП. Об этом ЭП сообщила заместитель директора Центра демократии и верховенства права CEDEM Олеся Холопик. Это аналитически-адвокационный центр, который с 2005 года работает в общественном секторе Украины при поддержке правительства Швеции.
Холопик приводит три аргумента в пользу своего тезиса.
Во-первых, в стране нет нормативно-правового документа по регулированию порядка учета ДТП. Такой документ действовал с 2005 года на основании постановления Кабмина №538. 30 марта 2016 года он утратил силу.
"Сейчас у патрульного полицейского нет прямой обязанности собирать и сообщать всю информацию о ДТП", — объясняет эксперт.
Во-вторых, отсутствует синхронизация информации между Нацполицией и учреждениями охраны здоровья. Человек, который после ДТП попал в больницу и умер в течение 30 дней, не попадает в статистику.
В-третьих, данные Нацполиции по количеству ДТП отличаются от данных областных управлений полиции. "Говорить, что эта статистика является объективной, у меня нет оснований", — заключает Холопик.

Данные МВД и Минздрава отличаются на 50%

О занижении официальной статистики погибших и травмированных в ДТП говорят активисты общественной организации "Vision Zero для України".
В апреле 2017 года ее глава Виктор Загреба опубликовал фото документа, который показывает значительное расхождение между данными МВД и Минздрава по количеству пострадавших в ДТП.
 
ИСТОЧНИК: VISIONZERO.ORG.UA
Из документа видно, что, по данным Минздрава, в 2016 году в результате ДТП в Украине погибло 4 809 человек. Это на 50% больше, чем в 2016 году, указало управление безопасности дорожного движения (УБДР) Национальной полиции.
В общении с журналистом Загреба, который работает внештатным советником в Министерстве инфраструктуры, подтвердил, что документ он получил в комитете Верховной Рады по вопросам охраны здоровья. Сейчас Загреба ждет от Минздрава данные за 2017 год и за первую половину 2018 года.
"Экономическая правда" отправила в Министерство охраны здоровья запрос с просьбой предоставить данные по годам о количестве погибших и травмированных в ДТП. В ответе на запрос МОЗ сообщил, что запрошенные данные формируются региональными подразделениями Государственного комитета статистики. В таблице ниже указано количество погибших в ДТП по данным МВД и по данным Госкомстата.
Количество погибших в ДТП в Украине по данным МВД и Госкомстата
ГодМВДГоскомстат
201734324529
201634104687
201539704807
201444645164
201348335428
201251315905
201149085798
201048755916
200953486564
200877189606
2007957411463
200675929885
200572299893
ВСЕГО7402989645
За 13 лет расхождение в данных составляет почти 16 тыс. погибших. Как объяснили в Госкомстате, главная причина такого расхождения с данными МВД заключается в том, что МВД считает погибших в ДТП только тех, кто погиб непосредственно на месте ДТП.
Госкомстат же ведет статистику на основании врачебных и фельдшерских свидетельств о смерти, где указана причина смерти человека. Даже если через 30 дней человек умер от травм, полученных в ДТП, он попадает в статистику Госкомстата.

Данным МВД о пострадавших в ДТП верить нельзя

В феврале 2017 года активисты "Vision Zero для України" опубликовали расследование, которое также заставляет усомниться в достоверности данных о ДТП, опубликованных УБДР.
"Статистика за 2016 год существенно искажена в сторону занижения. Это искривление системное и широкомасштабное. Официальным данным об аварийности в 2016 году нельзя верить. Реальное количество погибших на дорогах неизвестна и может превышать 5 тыс человек вместо заявленных 3 тыс человек", — пишут в расследовании общественные активисты.
Такой вывод они сделали после выборочной проверки официальной статистики ДТП в Украине в 2016 году. Активисты брали данные о количестве погибших в том или ином регионе из открытой официальной статистики УБДР и сравнивали с количеством погибших в ДТП, о которых писали СМИ в регионе.
В результате выборочной проверки волонтеры нашли 14 доказательств того, что опубликованные УБДР данные не соответствуют действительности. Расследование привело к выводу, что официальная статистика по погибшим и пострадавшим в ДТП занижена в среднем на 30-50%.

Погибших гораздо больше

Автор провел свой выборочный анализ открытых данных по количеству погибших в ДТП. На сайте патрульной полиции был скачан файл статистики ДТП в Украине за период с 1 января 2018 года по 31 июля 2018 года.
В файле во вкладке "2" под названием "ДТП за июль 2018 года" в строке 13 сотрудник патрульной полиции указал, что в Закарпатской области в результате ДТП никто не погиб.
Проверка №1Июль 2018 года, Закарпатская областьПогибшихПо данным патрульной полиции — 0По данным СМИ — не менее 2
Для проверки этой цифры в Google был введен запрос "В Закарпатській області в ДТП загинуло". Также был установлен фильтр по дате с 1 июля 2018 года по 31 июля 2018 года. Поисковый запрос показал ссылки на публикации СМИ, согласно которым на Закарпатье в июле 2018 года в результате ДТП погибли как минимум два человека: младенец и женщина.
 
Патрульная полиция в июле 2018 года не зафиксировала гибель людей в ДТП на Закарпатье. СМИ пишут о минимум двух погибших в ДТП
ИСТОЧНИКИ: GOO.GL, PATROL.POLICE.GOV.UA
 
Патрульная полиция не зафиксировала в статистике ДТП гибель младенца
ИСТОЧНИК: MAGNOLIA-TV.COM
 
Патрульная полиция также не зафиксировала гибель женщины
ИСТОЧНИК: 24TV.UA
Проверка №2Июнь 2018 года, Закарпатская областьПогибшихПо данным патрульной полиции — 0По данным СМИ — не менее 3
В июне 2018 года патрульная полиция также не зафиксировала ни одного погибшего в результате ДТП в Закарпатской области. Тем не менее, СМИ пишут о кровавом происшествии 2 июня, в котором погибли два парня. Кроме того, 26 июня в Хустском районе насмерть разбился мотоциклист.
Эти случаи гибели людей патрульная полиция не отразила в своей статистике.
 
Патрульная полиция в июне 2018 года не зафиксировала гибель людей в ДТП на Закарпатье. СМИ пишут о минимум трех погибших в ДТП
ИСТОЧНИКИ: GOO.GL, PATROL.POLICE.GOV.UA
Проверка №3Июнь 2018 года, Винницкая областьПогибшихПо данным патрульной полиции — 3По данным СМИ — не менее 9
 
По данным патрульной полиции, в Винницкой области в июне 2018 года в ДТП погибли три человека. По данным СМИ, в Винницкой области в июне 2018 года в ДТП погибли не менее девяти человек
ИСТОЧНИКИ: PATROL.POLICE.GOV.UA, UKRANEWS.COM, MYVIN.COM.UA, VN.20MINUT.UA, VINBAZAR.COM, SEGODNYA.UA

Официальные данные могут быть сфальсифицированы

Официальную статистику о погибших и травмированных в ДТП публикует департамент патрульной полиции — ДПП. Основное его задание —безопасность дорожного движения. Об этом написано в "Положении о ДПП", утвержденном приказом Нацполиции в 2015 году.
Один из критериев оценки эффективности работы ДПП — статистика погибших и пострадавших в результате ДТП. Если их количество уменьшается, ДПП работает эффективно, если повышается — неэффективно.
Оценивает работу ДПП, прежде всего, руководство Нацполиции, которому подчиняется ДПП, а также руководство Министерства внутренних дел.
Непопадание в официальную статистику случаев, опубликованных в СМИ, дает основания подозревать ДПП в системной фальсификации данных.
Мотивом для фальсификации может служить необходимость регулярно передавать руководству Нацполиции и МВД отчеты об эффективности работы ДПП в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
27 августа ЭП направила в МВД запрос с просьбой прокомментировать причины расхождения данных Департамента патрульной полиции и СМИ, по каким критериям руководство МВД оценивает эффективность деятельности ДПП и ряд других вопросов.
На следующий день в МВД подтвердили получение запроса. Но редакция не получила ответ на момент публикации статьи.

Почему важны достоверные данные

Сфальсифицированная статистика не позволяет обнаружить и объективно оценить реальный масштаб смертности и травматизма в результате ДТП. Это, в свою очередь, блокирует разработку и внедрение адекватных контрмер по снижению смертности и травматизма на дорогах.
Важны не только объективные данные о количестве погибших и пострадавших. Крайне важно собирать расширенный набор данных по каждому ДТП.
В частности — точное место происшествия с указанием координат, время, погодные условия, состояние дорог, светофоров, отбойников, разметки, искусственного освещения, особенности травм, возраст пострадавших, были ли они пристегнуты, наличие в крови алкоголя или наркотических средств.
Указанные данные должны быть открыты общественности для анализа и разработки мер по противодействию ДТП. "Дополнительная информация нужна для того, чтобы государство могло принять дополнительные меры для повышения безопасности дорожного движения", — объясняет Холопик.

Смертность выше, чем в Европе

Даже по официальной статистике, безопасность дорожного движения в Украине крайне низкая в сравнении со странами Евросоюза. Для анализа автор выбрал государства, сопоставимые с Украиной по количеству населения.
Население, млн челПогиблоПогибло на 1 млн челК-во авто/тыс челК-во авто, млн
Погибло на 1 млн авто
Украина423 41081,22026,9494,2
Германия833 20638,855545,870,0
Великобритания661 79227,146930,8108,6
Франция673 47752,047932,080,8
Италия613 28354,262537,886,8
Испания471 81039,049222,879,0
Польша383 02679,757121,6140,0
Источники: data.oecd.org, wikipedia.org, eurostat.ec.europa.eu, ec.europa.eu
Так, в Германии, Великобритании, Испании на 1 млн человек гибнет вдвое меньше людей, чем в Украине, хотя количество населения в этих странах на миллионы и десятки миллионов больше. Однако сравнивать по этому показателю государства Евросоюза и Украину нельзя.
Причина в том, что уровень автомобилизации в странах ЕС примерно одинаковый — около 500 авто на тысячу человек. В Украине на тысячу человек приходится 202 автомобиля, то есть в 2,5 раза меньше, чем в странах ЕС. В Украине, по даннымМининфраструктуры, — 6,9 млн машин на 42 млн человек.
Холопик считает, что судить о степени драматизма ситуации с ДТП нужно именно по показателю количества погибших на 1 млн машин. "Транспортные средства позволяют оценить критичность ситуации, потому что большое их количество говорит о повышенном риске возникновения ДТП", — полагает она.
Как видно из таблицы, в Украине крайне низкий уровень автомобилизации, но при этом высочайший показатель гибели людей в ДТП на 1 млн машин.
Этот показатель в Украине только по официальным данным выше, чем в странах ЕС, более чем в пять раз. Если признать, что официальные данные о числе погибших в ДТП в Украине занижены на 30-50%, то в Украине смертность на дорогах выше, чем в странах Евросоюза, примерно в 7,5 раза.

Государство должно принять меры

Представители разных органов власти в качестве главной меры по снижению количества ДТП видят усиление ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения.
Кроме того, они предлагают освоить средства Дорожного фонда и внедрить фото- и видео-фиксацию фактов нарушения ПДД. Однако это несистемные меры, поэтому они радикально не снизят количество ДТП в стране. Комплексная программа должна состоять из таких направлений.
Реализация принципа неотвратимости наказания за несоблюдение правил безопасности дорожного движения.
Разработка социальных рекламных кампаний о важности соблюдения правил безопасного вождения.
Разработка и внедрение нового порядка учета ДТП.
Сбор достоверной информации о ДТП с расширенным набором данных по каждому происшествию.
Делегирование функции глубокого анализа статистики ДТП научным организациям.
Привлечение интеграторов мирового уровня для внедрения системы "Безопасный город", в рамках которой в местах концентрации ДТП будут установлены системы фото- и видео-фиксации фактов нарушения ПДД.
Внедрение автоматической системы наложения штрафов за нарушения ПДД, зафиксированные средствами фото- и видео-фиксации.
Усиление ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения.
Создание общедоступного онлайн-ресурса для проверки автомобиля и водителя на предмет количества выписанных штрафов за нарушение ПДД, типа нарушений, количества неоплаченных штрафов.
Внедрение принципа увеличения стоимости полиса ОСАГО для нарушителей ПДД.
Холопик подчеркивает: важно не усиление ответственности за нарушение ПДД, а принцип неотвратимости наказания.
"Если нарушители не будут привлекаться к ответственности, тогда первый элемент — усиление ответственности — будет неэффективным. Можно устанавливать хоть миллионные штрафы, но если никого по этим штрафам не наказывать, то их эффективность будет нулевая", — говорит эксперт.

Комментариев нет:

Отправить комментарий